Консультативная помощь учащимся в выборе профессии и траектории дальнейшего обучения

Общими требованиями к консультационным методам, направленным на повышение готовности школьника к выбору профессиональной сферы и применяемым в образовании, являются:

  • привлекательность и личностная значимость для учащихся, ценностно-смысловая направленность содержания;
  • доступность для специалиста-консультанта;
  • разнообразие, позволяющее придавать консультативной работе комплексность и взаимодополняемость;
  • диалогичность процедуры.

Результат общения учащегося с консультантом может быть как позитивным, так и негативным, что во многом зависит от способности консультанта занять недирективную, «сопровождающую», «поддерживающую» позицию.

Основными требованиями к специалисту, проводящему консультирование являются:

  • готовность к неочевидности эффекта консультации, отсроченности ее результатов;
  • безоценочность по отношению к личным качествам учащегося, психологическая и педагогическая толерантность;
  • следование основным принципам проведения консультаций по вопросам продолжения образования и профессионального выбора.

Основные из этих принципов:

– принцип ответственности. Ответственность за адекватность используемых методов, правильность проведения диагностических процедур, обоснованность суждений, выводов, рекомендаций;

– принцип компетентности. Использование только тех приемов и методов, которые соответствуют квалификации консультанта и его личным возможностям;

– принцип добровольности. Учащийся должен иметь право отказаться от какого-либо вида работы без объяснения причин отказа;

– принцип конфиденциальности. Передача информации о ходе и результатах консультации другим лицам возможна лишь в том случае, если учащийся дает на это согласие;

– принцип активности. Подросток самостоятельно принимает решение по проблеме выбора профиля обучения и направления продолжения образования. Консультант поощряет его активность и самостоятельность, его суждения и оценки не должны ограничивать свободу принятия школьником решения;

– принцип позитивного эффекта. Консультант акцентирует внимание на потенциальных возможностях подростка, а не на его ограничениях, поддерживает и стимулирует его поисковую активность;

– принцип лояльности. Консультант защищает право школьника на свободу выбора, не допускает предвзятого отношения к нему.

В основание классификации методов и форм консультирования по вопросам принятия школьником решения о направлении продолжения образования могут быть положены два признака: тип консультационной задачи и количество консультируемых.

В процессе консультирования могут решаться следующие задачи:

  • справочно-информационная – информирование учащегося об основных направлениях продолжения образования;
  • диагностическая – в зависимости от профессиональной компетентности специалиста объектом диагностики могут быть психофизиологические, индивидуально-психологические особенности учащегося, его образовательная и социально-профессиональная направленность, особенности его мотивационной сферы и т. п.;
  • коррекционная – целенаправленное и педагогически обоснованное воздействие на представления учащегося о его профессиональных перспективах, на его социальные установки;
  • развивающая и формирующая – решение этих задач заложено в любых применяемых психолого-педагогических технологиях.

Основными формами консультативной помощи являются групповая и индивидуальная.

Алгоритм профконсультационной помощи обучающемуся, выбравшему будущую профессию

  1. Определить развитие профессионального интереса, его устойчивость.
  2. Выяснить, кто повлиял на выбор им профессии.
  3. Узнать, какие требования предъявляет к профессии сам школьник, его идеал профессиональной деятельности, какой, по его мнению, она должна быть. Есть ли противоречия в его представлениях.
  4. Определить мотивы выбора им данной профессии (социальные, моральные, эстетические, познавательные, творческие, материальные, престижные и др.).
  5. Определить по справочным источникам, предъявляет ли профессия повышенные требования к человеку, является ли она перспективной, востребованной на рынке труда или нет. В случае необходимости использовать тестирование на определение индивидуально-психологических особенностей. Если профессия не перспективна или не востребована на рынке труда, то необходимо это объяснить и переориентировать на другую профессию. То же осуществляется, если возможности школьника не соответствуют требованиям профессии.
  6. Проверить информированность школьника о содержании профессии (тип профессиональной деятельности, цели труда, объекты работы, основные обязанности специалистов), условиях работы (санитарно-гигиенические, психологические, материальные и др.), медицинских противопоказаниях, требованиях к знаниям и умениям человека, путях получения профессии. В случае незнания школьником содержания профессии рекомендовать справочные и профессиографические книги, сайты, дать информацию о данной профессиональной деятельности.
  7. Выяснить наличие у оптанта (консультируемого) личного профессионального плана (ЛПП): дальняя профессиональная цель, ближние цели, подготовка к овладению будущей профессией (чтение литературы, беседы со специалистами, профессиональные пробы в факультативах, реальная проба в профессиях, деятельности, максимально приближенной к профессиональной), ознакомление с правилами приема на работу и учебу, запасные варианты. Если школьник не имеет ЛПП, то нужно рассказать о его содержании.
  1. Определить на основе самооценки школьника развитие черт характера (целеустремленность, усидчивость, трудолюбие, общительность, уравновешенность и др.), объяснить их значимость в процессе овладения будущей профессией. Совместно со школьником наметить его программу саморазвития, самовоспитания, ознакомить с технологией самовоздействия.
  2. Еще раз уточнить, соответствуют ли индивидуальные особенности школьника требованиям выбранной профессии, сделать заключение об осознанности выбора. В случае положительного ответа подтвердить адекватность возможностей оптанта требованиям данной профессиональной сферы. Дать информацию школьнику о группе родственных профессий. Если выбор учащегося не адекватен его возможностям, то профконсультант разъясняет ему причины данного несоответствия и начинает профконсультационную помощь с самого начала по алгоритму профориентационной работы с учащимся, не выбравшим будущую профессию.
  3. С девятиклассником обсудить возможные профили обучения в 10-11 классе. Причины выбора, преимущества обучения в таких классах.

Алгоритм работы с обучающимися, не осуществившими выбор профессии

  1. Узнать у школьника, какие у него есть проблемы в выборе профессии.
  2. Определить интерес учащегося к профессиям, уточнить по результатам диагностического обследования предпочитаемые им сферы профессиональной деятельности (Ч-П, Ч-Т, Ч-Ч, Ч-З, Ч-Х), профессиональный тип личности (методика Голланда), профессиональные склонности.
  3. Выяснить требования оптанта к профессии, его идеал профессиональной деятельности, какой, по его мнению, она должна быть, есть ли противоречия в его представлениях.
  4. Определить мотивы выбора профессии.
  5. Рекомендовать оптанту справочную, профессиографическую литературу, беседы со специалистами, учителями, родителями, друзьями о содержании понравившихся профессий.
  6. После ознакомления школьника с профессиями психологом ведется работа по сужению предпочтений оптанта до одной сферы профессиональной деятельности и трех профессий.
  7. Уточняется позиция старших и родственников в выборе им профессии, анализируются их рекомендации.
  8. Ведется детальный разбор требований каждой из трех профессий, предъявляемых к человеку, их выбравшему, и подбирается профессия, которая соответствует возможностям оптанта.
  9. Далее организуется профориентационная работа, начиная с п. 5 Алгоритма действий психолога по оказанию профконсультационной помощи учащимся, выбравшим будущую профессию.
  10. На заключительном этапе профконсультации психолог оказывает помощь школьнику в реализации его программы профессионального самоопределения.

 

Задание для учащегося, совершенно не выбравшего профессиональную сферу перед повторной встречей с профконсультантом:

В течение месяца составить список всех профессий, которые ему приглянуться. Поспрашивать знакомых, друзей, родственников, прочитать информацию в справочниках о профессиях, на специальных сайтах. Задуматься, чем привлекли эти профессии?

 

Задание для учащегося, колеблющегося между несколькими профессиями, перед повторной встречей с профконсультантом:

В течение месяца составить сравнительную характеристику этих профессий по предложенной схеме. На следующей консультации проанализировать схему.

Профессия

Общая характеристика

Качества, необходимые для успешной работы в данной профессии

Плюсы профессии

Минусы профессии