Культура речи

Направление:  социально-педагогическое   

Тип:  модифицированная

Вид:  прикладная

Срок реализации программы:  1 год – 1 раз в неделю по 2 часа

Возраст  13-17 лет.

Форма обучения:  групповая, индивидуальная

Цель: формировании коммуникативной компетентности обучаемого, что предполагает овладение особенностями и закономерностями функционирования языковых единиц  в речи для осуществления  успешной коммуникации. Иными словами, нормы и правила важны не сами по себе, а как один из инструментов, с помощью которых ученик может наиболее эффективно пользоваться естественным языком, успешно решая те или иные коммуникативные задачи  и тем самым формируясь непосредственно как языковая личность. Цель курса раскрывается и конкретизируется в его задачах..

Задачи:

  • развитие и реализацию коммуникативных способностей учащихся на основе эффективного использования средств литературного языка в различных речевых ситуациях;
  • формирование у учащихся представлений о формах существования национального языка; о функциональных стилях и их речевых особенностях;
  • рассмотрение видов и жанров речевой деятельности в свете структуры коммуникативного акта;
  • овладение орфоэпическими нормами литературной и разговорной речи;
  • преодоление влияния на устную речь особенностей местного произношения, просторечий, диалектизмов, жаргонизмов, варваризмов, вульгаризмов, арготизмов;
  • овладение орфографическими нормами;
  • усвоение норм письменной деловой речи;
  • изучение правил речевого этикета;
  • ознакомление с особенностями ораторского искусства;
  • формирование коммуникативно-речевых умений и навыков, необходимых для будущей профессионально – педагогической деятельности.

Освоение содержания программы «Культура речи» обеспечивает достижение следующих результатов:

личностных:

  • воспитание уважения к русскому (родному) языку, который сохраняет и отражает культурные и нравственные ценности, накопленные народом на протяжении веков, осознание связи языка и истории, культуры русского и других народов;
  • понимание роли родного языка как основы успешной социализации личности;
  • осознание эстетической ценности, потребности сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры;
  • формирование мировоззрения, соответствующего современному уровню раз­вития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;
  • способность к речевому самоконтролю; оцениванию устных и письменных высказываний с точки зрения языкового оформления, эффективности до­стижения поставленных коммуникативных задач;
  • готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;
  • способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью, по­требность речевого самосовершенствования;

метапредметных:

  • владение всеми видами речевой деятельности: аудированием, чтением (по­ниманием), говорением, письмом;
  • владение языковыми средствами — умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства; использо­вание приобретенных знаний и умений для анализа языковых явлений на межпредметном уровне;
  • применение навыков сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в процессе речевого общения, образовательной, обще­ственно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности;
  • овладение нормами речевого поведения в различных ситуациях межличност­ного и межкультурного общения;
  • готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, по­лучаемую из различных источников;
  • умение извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой инфор­мации, информационных и коммуникационных технологий для решения когнитивных, коммуникативных и организационных задач в процессе изуче­ния русского языка;

предметных:

  • сформированность понятий о нормах русского литературного языка и при­менение знаний о них в речевой практике;
  • сформированность умений создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в учебно-научной (на материале изучаемых учебных дисциплин), социально-культурной и деловой сферах общения;
  • владение навыками самоанализа и самооценки на основе наблюдений за собственной речью;
  • владение умением анализировать текст с точки зрения наличия в нем явной и скрытой, основной и второстепенной информации;
  • владение умением представлять тексты в виде тезисов, конспектов, аннота­ций, рефератов, сочинений различных жанров;
  • сформированность представлений об изобразительно-выразительных возмож­ностях русского языка;
  • сформированность умений учитывать исторический, историко-культурный контекст и контекст творчества писателя в процессе анализа текста;
  • способность выявлять в художественных текстах образы, темы и проблемы и выражать свое отношение к теме, проблеме текста в развернутых аргумен­тированных устных и письменных высказываниях;
  • владение навыками анализа текста с учетом их стилистической и жанрово - родовой специфики; осознание художественной картины жизни, созданной в литературном произведении, в единстве эмоционального личностного вос­приятия и интеллектуального понимания;
  • сформированность представлений о системе стилей языка художественной литературы.