Виды документации, обеспечивающей и регламентирующей деятельность педагога – психолога ДО.

Важным компонентом профессиональной дельности педагога-психолога в образовательном учреждении является оформление различного рода документации. Документация должна сопровождать каждое направление деятельности практического психолога. Комплект (пакет) документации практического психолога подразделяется на следующие типы: законодательно-правовые акты и нормативные документы; специальная документация; организационно-методическая документация.


Метод  психодиагностики, профилактики и преодоления дезадаптации детей к дошкольному учреждению.

Данные методы, как система психодиагностических инструментов и психологических средств. Выявляют тревогоформирующие факторы, оказывающие влияние на детей в период привыкания их к новым условиям.


Проблемные группы и творческие мастерские

Программа подготовки медиаторов "Мир гармонии"

Программа творческой мастерской по теме: «Эффективные формы работы педагога - психолога с родителями обучающихся в условиях реализации ФГОС»

Программа творческой мастерской по теме: «Система работы педагога-психолога с подростками в школе»

Тематический план проблемной группы педагогов-психологов МБОУ СШ на 2017-2018 уч. год


Проблемная группа "Психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ в инклюзивном образовательном процессе"

Методические рекомендации педагогам по работе с детьми и подростками с особенностями развития

Методические рекомендации педагогам психолого-педагогическому сопровождению обучения аутичных детей в школьном возрасте

Методические рекомендации по составлению индивидуальной образовательной программы (ИОП)  для детей с ОВЗ и детей-инвалидов

Комплекс диагностических методик для проведения психолого-педагогического обследования детей с ОВЗ 5-8 лет

Классификация детей с ОВЗ

Дети с ограниченными возможностями - это дети, имеющие различные отклонения психического или физического плана, которые обусловливают нарушения общего развития, не позволяющие детям вести полноценную жизнь. Синонимами данного понятия могут выступать следующие определения таких детей: "дети с проблемами", "дети с особыми нуждами", "нетипичные дети", "дети с трудностями в обучении", "аномальные дети", "исключительные дети".

По классификации, предложенной В.А.Лапшиным и Б.П.Пузановым, к основным категориям аномальных детей относятся:

  1. Дети с нарушением слуха (глухие, слабослышащие, позднооглохшие).

Всех детей с недостатками слуха делят на 2 группы:

-глухие (неслышащие) дети - с тотальным (полным) выпадением слуха или остаточным слухом, который не может быть самостоятельно использован для накопления речевого запаса. Среди неслышащих детей различают: а) неслышащих без речи (ранооглохших); б) неслышащих, сохранивших в той или иной мере речь (позднооглохших). У неслышащих детей понижение слуха от 75-80 дБ;

-слабослышащие (тугоухие) дети с частичной слуховой недостаточностью, затрудняющей речевое развитие, но сохраняющей возможность самостоятельного накопления речевого запаса при помощи слухового анализатора. У слабослышащих понижение слуха от 20-75 дБ.

  1. Дети с нарушением зрения (слепые, слабовидящие).

Всех детей со стойкими дефектами зрения делят на 2 группы:

-слепые (незрячие) дети - с полным отсутствием зрительных ощущений или сохранившимся светоощущением, либо остаточным зрением (с максимальной остротой зрения 0,04 на лучше видящем глазу с применением обычных средств коррекции - очков);

-слабовидящие дети - с остротой зрения на лучше видящем глазу от 0,05-0,4 (с применением очков).

  1. Дети с тяжелыми нарушениями речи (логопаты).

Все виды речевых нарушений можно разделить на 2 большие группы:

-нарушения устной речи (дисфония, брадилалия, тахилалия, заикание, дислалия, ринолалия, дизартрия, алалия, афазия);

-нарушения письменной речи (дислексия, дисграфия).

4. Дети с нарушениями опорно-двигательной системы.

Основной контингент этой категории - дети, страдающие детским церебральным параличом (ДЦП). ДЦП - заболевание незрелого мозга, которое возникает под влиянием различных вредных факторов, действующих в период внутриутробного развития, в момент родов и на первом году жизни ребенка.

  1. Дети с умственной отсталостью.

Умственная отсталость - стойкое нарушение познавательной деятельности в результате органического поражения головного мозга. Умственная отсталость выражается в двух формах: олигофрения и деменция.

Олигофрения проявляется на более ранних этапах онтогенеза (до 1,5-2 лет), деменция (распад психики) - на более поздних этапах онтогенеза (после 1,5-2 лет). Деменция может быть выражена в двух вариантах: резидуалъная (остаточная) и прогредиентная (прогрессирующая).

Выделяют три степени интеллектуального недоразвития: идиотия (самая тяжелая степень), имбецилъностъ (более легкая по сравнению с идиотией), дебилъностъ - наиболее легкая степень (по сравнению с идиотией и имбецильностью).

Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) с применением шифров, обозначающих степень интеллектуального нарушения:

317.00 -легкая степень умственной отсталости;

318.00 - умеренная умственная отсталость;

318.10 - выраженная умственная отсталость;

318.20 - глубокая умственная отсталость.

  1. Дети с задержкой психического развития

Детей с задержкой психического развития (ЗПР) подразделяют на 4 группы:

-ЗПР конституционного происхождения или гармонический инфантилизм;

-ЗПР соматогенного происхождения;

-ЗПР психогенного происхождения;

-ЗПР церебрастенического характера.

Задержка психического развития (ЗПР) употребляется по отношению к детям с минимальными органическими повреждениями или функциональной недостаточностью ЦНС, а также длительно находящимся в условиях социальной депривации. Депривация - это [от лат. deprivatio — потеря, лишение] — психическое состояние, возникновение которого обусловлено жизнедеятельностью личности в условиях продолжительного лишения или существенного ограничения возможностей удовлетворения жизненно важных ее потребностей.