Основы риторики и журналистики

Возраст  10-17 лет.  

Направление:  культурологическое

Тип:  модифицированная

Вид:  прикладная

Срок реализации программы:  1 год – 1 раз в неделю по 2 часа

Форма обучения:  групповая, индивидуальная

Цель: социализация личности через обучение эффективному общению, формирование системы начальных знаний, умений, навыков журналиста и создание условий для развития мотивации, самовыражения, самореализации школьника.

Для достижения данной цели формулируются следующие задачи:

Образовательные:

· познакомить учащихся:

- с основами риторики и журналистского творчества;

- с основами создания печатного издания;

- с основными понятиями и терминами газетного дела.

· формировать:

- начальные представления о специфике профессиональных и нравственных качествах журналиста, об основных специальностях этой профессии;

- умение создавать печатное издание, используя при этом современные информационно-компьютерные технологии,

- умение учащихся ориентироваться в современном потоке информации, находить нужный и интересный материал для газетной статьи.

Развивающие:

· развивать:

- умение грамотно и свободно владеть устной и письменной речью;

- умение работать в различных жанрах публицистического стиля;

- умение наблюдать, анализировать и запоминать увиденное;

- умение анализировать текст;

- творческие способности учащихся;

- образное и логическое мышление;

· совершенствовать умения:

- выступать перед аудиторией, используя при этом мультимедийную презентацию;

- ориентироваться в конкретной речевой ситуации;

- оформлять речь в соответствии с литературными нормами языка;

- аргументированно и этично отстаивать свою точку зрения, не ущемляя достоинств оппонента и проявляя уважение к чужому мнению.

Воспитательные:

· воспитывать аккуратность, терпение, наблюдательность, умение доводить работу до конца;

· воспитывать культуру поведения в процессе общения;

· формировать интерес к занятию риторикой и журналистикой;

· формировать активную жизненную позицию;

· содействовать воспитанию гражданских, нравственных качеств личности.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения

Личностные результаты освоения: 1) понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования; 2) осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию; 3) достаточный объём словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью. Метапредметные результаты освоения : 1) владение всеми видами речевой деятельности: аудирование и чтение: - адекватное понимание информации устного и письменного сообщения (коммуникативной установки, темы текста, основной мысли; основной и дополнительной информации); - владение разными видами чтения (поисковым, просмотровым, ознакомительным, изучающим) текстов разных стилей и жанров; - адекватное восприятие на слух текстов разных стилей и жанров; владение разными видами аудирования (выборочным, ознакомительным, детальным); - способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета; свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой, в том числе и на электронных носителях;- овладение приёмами отбора и систематизации материала на определённую тему; умение вести самостоятельный поиск информации; способность к преобразованию, сохранению и передаче информации, полученной в результате чтения или аудирования; - умение сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, стилистических особенностей и использованных языковых средств; говорение и письмо: - способность определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме; - умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с заданной степенью свёрнутости (план, пересказ, конспект, аннотация); адекватно использовать жесты, мимику в процессе речевого общения; - осуществление речевого самоконтроля в процессе учебной деятельности и в повседневной практике речевого общения; способность оценивать свою речь с точки зрения её содержания, языкового оформления; умение находить грамматические и речевые ошибки, недочёты, исправлять их; 2) применение приобретённых знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам; применение полученных знаний, умений и навыков анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы и др.); 3) коммуникативно целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какой-либо задачи, участия в спорах, обсуждениях актуальных тем; овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения. Предметные результаты освоения русского (родного) языка: 1) представление об основных функциях языка; о роли русского языка как национального языка русского народа, как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения; о связи языка и культуры народа; роли родного языка в жизни человека и общества; 2) понимание места родного языка в системе гуманитарных наук и его роли в образовании в целом; 3) усвоение основ научных знаний о родном языке; понимание взаимосвязи его уровней и единиц; 4) освоение базовых понятий лингвистики: лингвистика и её основные разделы; язык и речь, речевое общение, речь устная и письменная; монолог, диалог и их виды; ситуация речевого общения; разговорная речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык художественной литературы; жанры научного, публицистического, официально-делового стилей и разговорной речи; функционально- смысловые типы речи (повествование, описание, рассуждение); текст, типы текста; основные единицы языка, их признаки и особенности употребления в речи;5) овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского языка; основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета и использование их в своей речевой практике при создании устных и письменных высказываний; 6) опознавание и анализ основных единиц языка, грамматических категорий языка, уместное употребление языковых единиц адекватно ситуации речевого общения; Отличительная особенность данной программы в том, что она является экспериментальной. В рамках эксперимента апробируется: соответствие содержания и количества часов, отведенных для реализации программы, возрасту учащихся 12- 15 лет, а также новая область знаний для школьников – основы журналистики, которая вводится через обучение эффективному общению и развитие навыков журналиста-исследователя.

  • Кроме того, обучение по программе предполагает активное использование информационно-коммуникативных технологий как одного из средств, способствующих интенсификации и оптимизации учебного процесса, помогающего поднять интерес школьников к изучению предмета, реализовать идеи развивающего обучения, повысить темп урока, увеличить объём самостоятельной работы. Использование таких технологий способствует развитию логического мышления, формированию навыков самостоятельной работы, оказывает существенное влияние на мотивационную сферу учебного процесса, его деятельностную структуру.