Программа «Основы выбора профессии»
Вид программы, описание проблемной ситуации
Негативные последствия неправильно выбранного профессионального пути затрагивают как самого человека, так и все общество. По данным Росстата 80% выпускников российских вузов и 65 % выпускников ссузов не работают по специальности. А по подсчетам социологов правильный выбор профессии в 3-3,5 раза уменьшает текучесть кадров, на 20% увеличивает производительность труда, в 2,5 раза уменьшает стоимость обучения кадров.
Профессия всё больше начинает рассматриваться и как средство для достижения жизненного успеха, и как средство для нахождения своего места в обществе. Проблема самоопределения становится актуальной как для самого ученика, так и для общества.
Подготовка обучающихся к осознанному выбору профессионального будущего – важная социально-педагогическая задача школы. Современная система образования должна способствовать расширению возможности выбора каждым школьником своего жизненного пути.
Реализуемые в школах предпрофильная подготовка и профильное обучение требуют специальной работы, направленной на оказание обучающимся и родителям помощи в определении дальнейшего образовательного маршрута с учётом индивидуальных способностей и возможностей.
Уже к концу девятого класса выпускник должен сделать выбор. И здесь существует два пути. Первый путь – «проб и ошибок». Когда обучающийся выбирает профессию, профиль обучения или учебное заведение вслепую. И второй способ – когда ученик, изучив самого себя, овладев технологическими знаниями и умениями, ознакомившись с миром профессий, осознанно и самостоятельно делает выбор.
Диагностические обследования и беседы с учащимися, проводимые ежегодно на МБУ ДО «ЦДО № 1», показывают, что только 28-30% девятиклассников в начале учебного года имеют сформированную профессиональную идентичность, более 80% обучающихся признаются в необходимости специальных профориентационных мероприятий. Многие подростки не готовы самостоятельно, сознательно выстраивать своё будущее, они испытывают затруднения в выборе профессии и профиля обучения. Причиной этого является недостаточные знания об особенностях профессий и о своих возможностях, низкая мотивация, неумение соотнести желания со способностями и возможностями.
Адекватное профессиональное самоопределение – это важное условие достижения успеха в жизни и профессиональной деятельности. Поэтому актуальной становится организация эффективной психолого-педагогической работы, направленной на расширение профориентационных знаний обучающихся, формирование их профессионального и профильного самоопределения, на помощь в осознанном выборе профессии, отвечающей общественным и личностным требованиям.
На МБУ ДО «ЦДО № 1» многие вопросы данной работы решаются в ходе реализации образовательной (просветительской) психолого-педагогической программы «Основы выбора профессии».
Участники программы
Программа «Основы выбора профессии» разработана для обучающихся 9 классов средних общеобразовательных школ. Оптимальное количество участников группы - до 26 человек.
Цели и задачи программы
Цель: формирование ответственного отношения к выбору образовательного и профессионального пути через расширение границ самопознания и профориентационных знаний, развитие готовности к профессиональному и профильному самоопределению.
Основные задачи:
- Совершенствование знаний подростков о себе, своих личностных особенностях, интересах, склонностях, внутренних ресурсах через психологическую и профессиональную диагностику и самодиагностику;
- Расширение системы представлений о мире профессий, их содержании, востребованности, требованиях, которые профессии предъявляют к человеку, приобретение информации о путях получения профессии, правилах выбора профессии и построения профессиональной карьеры через профессиональное просвещение;
- Формирование профессиональных намерений обучающихся на основе самоанализа информации о имеющихся у них интересов, склонностей, способностей и возможностей и рефлексивного анализа соответствия личностных особенностей и требований «привлекательной» профессии;
Моделирование индивидуального образовательного и профессионального маршрута в процессе выполнения проектной работы и профессионального индивидуального консультирования.
Структура программы
Программа рассчитана на один учебный год и включает 33 занятия. Занятия проводятся один раз в неделю, продолжительность – учебный урок (45 минут). Возможна блочная реализация программы по 2 занятия в неделю в течение одного учебного полугодия. Каждое занятие содержит теоретическую и практическую часть, контрольные задания и вопросы. Практическая работа включает проведение профессиональной диагностики с использованием надежных методик, анкетирования, профориентационных игр и упражнений, решение проблемно-поисковых задач. Диагностическая работа направлена, во-первых, на изучение и анализ индивидуальных психологических качеств обучающихся, а во-вторых, на обеспечение их психологического развития. Результаты диагностики могут учитываться при формировании профильных классов.
Результаты диагностики по основным профориентационным методикам заносятся в индивидуальные карты «Ваш выбор профессии и профиля обучения». По ходу изучения программы в
III-IV четвертях педагог-психолог проводит обязательные индивидуальные профессиональные консультации с девятиклассниками по итогам изучения программы и заполнения данной карты с целью построения совместно с каждым обучающимся оптимального образовательного и профессионального пути, планирования профессиональной карьеры.
В данной карте фиксируются профессиональные планы девятиклассников, сформулированные ими самостоятельно или с помощью педагога-психолога, записываются основные рекомендации и по окончанию изучения программы она выдается каждому обучающемуся.
Уроки разработаны на основе традиционной классно-урочной системы с учетом принципов дифференцированного обучения и модулизации учебного процесса. Уроки сгруппированы в четыре самостоятельных, но логически связанных раздела (модуля) по принципу один модуль – одна четверть:
1. Что я знаю о своих возможностях - 8 часов.
2. Что я знаю о профессиях - 8 часов.
3. Способности и профессиональная пригодность – 9 часов.
4. Планирование профессиональной карьеры – 8 часов.
Общее количество часов – 33.
Методы работы
- беседа, объяснение,
- проблемные вопросы, рассуждения,
- иллюстрация,
- работа с текстом, таблицами, схемами,
- диагностические процедуры, тестирование, анкетирование,
- психологические и профориентационные игры и упражнения,
- деловые игры,
- активные групповые методы,
- рефлексия результатов урока,
- творческие задания,
- творческий проект.
Используемый инструментарий образовательных технологий
Активно применяется инструментарий игровых технологий, информационно-коммуникативных технологий, технологий развивающего обучения, здоровьесбережения и проектной деятельности. Используются методы профориенталогии: информационно-справочные, профессиональной диагностики, активные методы профработы и методы оказания помощи в конкретном выборе и принятии решения.
Планируемые результаты реализации программы
Промежуточные результаты:
- расширение представлений обучающихся о мире профессий;
- расширение знаний о своих личностных особенностях, профессиональных интересах, склонностях, возможностях;
- появление позитивной мотивации к занятиям по профессиональной ориентации;
- повышение познавательной активности по вопросам профессионального самоопределения;
- построение первичных выводов о наиболее подходящих профессиональных сферах в соответствии с личными возможностями;
- повышение осознанного отношения к своему образовательному и профессиональному будущему.
Итоговые результаты:
Обучающиеся должны будут знать:
- Значение профессионального самоопределения;
- Понятия классификации профессий;
- Правила выбора профессий;
- Типичные ошибки, допускаемые при выборе профессий;
- Понятие об основных свойствах и качествах личности (темперамент, внимание, память, мышление, эмоции и т.д.) и свои особенности и уровень их развития;
- Влияние интересов, способностей и склонностей, состояние здоровья на выбор профессий;
- Требования к качествам личности при выборе профессии;
- Пути получения профессионального образования.
Обучающиеся должны будут уметь:
-
- Использовать приемы самопознания и самоанализа;
- Анализировать профессии, профессиограммы;
- Адекватно оценивать свои профессиональные возможности и составлять личный профессиональный план;
- Находить информацию об учреждениях профессионального образования, о путях получения профессионального образования и трудоустройства, пользоваться этими сведениями;
- Соотносить свои интересы и индивидуальные особенности с требованиями интересующей профессии;
- Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности, повседневной жизни для планирования профессиональной карьеры;
- Осуществлять проектную деятельность и публичную защиту работы;
- Корректировать профессиональный план с учетом знаний в определенной сфере деятельности или консультации психолога.
После завершения изучения курса обучающиеся приобретут следующие результаты:
- Личностные:
• мотивированность и направленность на активное и созидательное участие в построении собственной профессиональной карьеры;
• развитие ответственности за собственный образовательный и профессиональный выбор, за качество своей деятельности;
• проявление познавательных интересов и активности в области деятельности по профессиональному самоопределению и построению образовательного маршрута;
• готовность к профессиональному самоопределению;
• осознание роли профессии и труда в жизни человека и общества;
• самооценка личностных особенностей и возможностей для профессиональной деятельности в той или иной сфере;
• развитие когнитивных способностей и умения работать с информацией;
• осуществление исследовательской, проект- ной работы и публичных выступлений.
- Метапредметные:
• умение сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата);
• планирование процесса познавательно-исследовательской деятельности, контроль над ее результатом, оценивание;
• приведение примеров, подбор аргументов, формулирование выводов по обоснованию своего мнения;
• отражение в устной, письменной или проектной форме результатов своей деятельности, владение речевыми средствами
• выбор для решения поставленных задач различных источников информации (энциклопедий, словарей, интернет-ресурсов и других баз данных);
• диагностика и взаимодиагностика результатов деятельности по принятым критериям и показателям.
• способность использовать знания на практике;
• проявление творческого подхода к решению учебных, практических задач;
• согласование и координация совместной деятельности с другими ее участниками;
• способность и готовность к использованию ИКТ в целях обучения и развития.
- Предметные:
• понимание основных терминов профессионального самоопределения: карьера, профессия, специальность, профессионально важные качества и т.д.;
• ориентация в мире профессий, существующих ее типологиях;
• умение работать с профессиограммами, анализировать структуру профессии;
• осуществление анализа личностных особенностей и возможностей;
• определение ситуации на рынке труда, степени востребованности профессии;
• разработка собственной модели профессионального пути;
• ориентация в уровнях, формах профессионального образования, особенностях поступления и обучения;
• планирование деятельности по достижению поставленных целей в профессиональном самоопределении;
• понимание роли собственной активности, самостоятельности и сознательности в достижении профессионального успеха.
Данная программа не ставит перед обучающимися задачу осуществить окончательный профессиональный выбор на уровне конкретной специальности и учебного заведения. Она предполагает формирование способности анализировать различные ситуации профессионального самоопределения и делать обоснованные выборы.