Программа профориентационной работы с учащимися 10-11 классов

Цель программы: психологическая помощь и поддержка учащимся 10-11 класов в их самостоятельном профессиональном самоопределении.

Достижение данной цели возможно через реализацию следующих задач:

1. Расширение представлений учащихся о профессиональном мире, содержании, требованиях профессий, востребованности и путях их получения.

2. Развитие умений анализировать информацию о профессиях, своих психологических особенностях, состоянии рынка труда, соотносить эти данные и на этой основе совершать профессиональный выбор.

3. Формирование ответственности учащихся за сделанный профессиональный выбор.

4. Повышение уверенности учащихся в своих силах и возможности сделать правильный выбор профессионального пути.

Вся структура и содержание профориентационной работы со школьниками по данной программе подчиняется общей системе организации учебно-воспитательной деятельности с учащимися на МБУ ДО «ЦДО № 1». Учащиеся посещают занятия по выбранным направлениям по дополнительным программам. Главной задачей построения профориентационной программы было ее краткосрочность, недлительное задействование учащихся, которое осуществляется в учебные часы, при максимально возможной эффективности.

Основными видами работы выбраны групповая диагностика, групповые профориентационные занятия и индивидуальные консультации, позволяющие охватить большинство старшеклассников, провести с ними наиболее полноценную профориентационную деятельность в условиях минимальной траты учебного времени. Работа с учащимися по данной программе строится следующим образом:

1. Первичная групповая диагностика (Изучение статуса профессиональной идентичности) – 20-25 минут. Работа со всеми старшеклассниками.

2. Три групповых профориентационных диагностико-просветительских занятия – 40-45 минут каждое. Работа со всеми старшеклассниками.

3. Первичная индивидуальная профессиональная консультация с каждым старшеклассником – 15-30 минут.

4. Дополнительная углубленная профессиональная консультация по необходимости – 15-30 минут.

Основными методами и формами работы являются:

1. Беседы индивидуальные и групповые.

2. Групповые профориентационные занятия.

3. Профессиональная и личностная диагностика.

4. Наблюдение.

5. Анализ документации.

6. Индивидуальное и групповое консультирование.

7. Индивидуальные профориентационные развивающие упражнения.

Предполагаемый результат профориентационной работы

Учащиеся должны знать:

- разнообразие мира труда и профессий,

- понятие профессионально важных качеств,

- приемы и методы самодиагностики,

- пути получения профессии (виды учебных заведений, формы обучения, траектории получения образования),

- понятие рынка труда и востребованности специальности,

- основные действия при построении профессионального плана и достижения поставленных профессиональных целей.

Учащиеся должны уметь:

- анализировать профессии (изучать содержание труда, условия работы и т.п.),

- выделять профессионально важные качества для профессий,

- пользоваться приемами самодиагностики, изучать свои психологические качества, интересы, склонности,

- соотносить свои индивидуальные особенности, способности, состояние здоровья с требованиями профессий,

- анализировать состояние рынка труда,

- определять подходящие для себя профессиональные сферы, учитывая личностные качества, интересы, возможности и воссребованность профессий,

- анализировать профессиональные учебные заведения (особенности обучения, условия поступления, лицензия и т.д.), разбираться в формах обучения,

- составлять различные варианты своего пути получения профессии, подбирать запасные варианты,

- строить и при необходимости корректировать свой профессиональный план.

Реализация программы осуществляется по четко определенному плану. На первых этапах работы создаются условия для осознания выпускниками важности самостоятельного, осознанного и ответственного подхода к определению своего профессионального будущего. Дальнейшая диагностическая работа позволяет старшеклассникам уточнить свой профессиональный выбор через изучение личностных особенностей и склонностей. На последнем этапе реализации программы в ходе индивидуальных консультаций каждый одиннадцатиклассник подтверждает или формулирует заново свой профессиональный план и развивает готовность к дальнейшему самостоятельному профессиональному самоопределению.

Модель организации профориентационной работы

Этапы

Задачи

Основные направления в работе

Методы и формы работы

Сроки

1 этап. Изучающий

Изучение общих сведений об учащихся

 

 

Составление списков учащихся

 

 

 

Анализ документации на учащихся (Ф.И.О., школа, класс, направление обучения).

сентябрь

Первичное изучение состояния профессионального самоопределения одиннадцатиклассни- ков

Анализ статуса профессиональ-ной идентичности учащихся

Групповая диагностика «Изучение статуса профессиональ-ной идентичности»

сентябрь-октябрь

2 этап Диагност-ико-просвет-ительский

Содействие самопознанию учащихся, изучению личностных особенностей и профессиональных интересов

Диагностика профессионального типа учащихся, особенностей характера и профессиональных предпочтений

Групповая диагностика: Методика профессиональ-ных предпочтений (Д. Голланд); ДДО; Характеролог- ическая анкета

сентябрь-ноябрь

Расширение представлений о мире профессий

Просветитель- cкая работа

Групповая беседа о мире профессий через групповую диагностику

сентябрь-ноябрь

Соотнесение профессий и личностных особенностей и интересов

Анализ учащимися разнообразия мира профессий с выделением подходящих им профессий на основе самодиагности- ки

Индивидуаль-ный и групповой анализ результатов диагностики.

Индивидуаль-ная и групповая беседа.

сентябрь-ноябрь

3 этап.

Консульт-ирующий

Поддержка учащихся в построении профессионального пути и формулировании профессионального будущего каждого одиннадцатиклассни-ка

Поддержание и уточнение сделанного профессиональ-ного выбора

Индивидуаль- ные консульта- ции. Индивидуа-льные беседы. Наблюдения.

декабрь-февраль

Формирование и коррекция профессиональ-ного выбора и профессиональ-ного пути

Индивидуаль- ные консульта- ции и беседы. Наблюдения.

Профориентац-ионные развив-ающие упражн-ения и задания.

декабрь-март

4 этап. Результи- рующий

Анализ результатов профориентационной работы с одиннадцатиклассни- ками

Анализ карт профессиональ-ного самоопределе- ния учащихся

Изучение составленного профессиональ-ного пути, оснований для выбора профессии

март-апрель

Анализ соответствия рекомендуемо го профессиона -льного пути учащемуся и реально выбранного.

Изучение данных о поступлении выпускников школ в профессиональ-ные учебные заведения.

октябрь следу ющего учебного года