Программа профориентационной работы с учащимися 10-11 классов
Цель программы: психологическая помощь и поддержка учащимся 10-11 класов в их самостоятельном профессиональном самоопределении.
Достижение данной цели возможно через реализацию следующих задач:
1. Расширение представлений учащихся о профессиональном мире, содержании, требованиях профессий, востребованности и путях их получения.
2. Развитие умений анализировать информацию о профессиях, своих психологических особенностях, состоянии рынка труда, соотносить эти данные и на этой основе совершать профессиональный выбор.
3. Формирование ответственности учащихся за сделанный профессиональный выбор.
4. Повышение уверенности учащихся в своих силах и возможности сделать правильный выбор профессионального пути.
Вся структура и содержание профориентационной работы со школьниками по данной программе подчиняется общей системе организации учебно-воспитательной деятельности с учащимися на МБУ ДО «ЦДО № 1». Учащиеся посещают занятия по выбранным направлениям по дополнительным программам. Главной задачей построения профориентационной программы было ее краткосрочность, недлительное задействование учащихся, которое осуществляется в учебные часы, при максимально возможной эффективности.
Основными видами работы выбраны групповая диагностика, групповые профориентационные занятия и индивидуальные консультации, позволяющие охватить большинство старшеклассников, провести с ними наиболее полноценную профориентационную деятельность в условиях минимальной траты учебного времени. Работа с учащимися по данной программе строится следующим образом:
1. Первичная групповая диагностика (Изучение статуса профессиональной идентичности) – 20-25 минут. Работа со всеми старшеклассниками.
2. Три групповых профориентационных диагностико-просветительских занятия – 40-45 минут каждое. Работа со всеми старшеклассниками.
3. Первичная индивидуальная профессиональная консультация с каждым старшеклассником – 15-30 минут.
4. Дополнительная углубленная профессиональная консультация по необходимости – 15-30 минут.
Основными методами и формами работы являются:
1. Беседы индивидуальные и групповые.
2. Групповые профориентационные занятия.
3. Профессиональная и личностная диагностика.
4. Наблюдение.
5. Анализ документации.
6. Индивидуальное и групповое консультирование.
7. Индивидуальные профориентационные развивающие упражнения.
Предполагаемый результат профориентационной работы
Учащиеся должны знать:
- разнообразие мира труда и профессий,
- понятие профессионально важных качеств,
- приемы и методы самодиагностики,
- пути получения профессии (виды учебных заведений, формы обучения, траектории получения образования),
- понятие рынка труда и востребованности специальности,
- основные действия при построении профессионального плана и достижения поставленных профессиональных целей.
Учащиеся должны уметь:
- анализировать профессии (изучать содержание труда, условия работы и т.п.),
- выделять профессионально важные качества для профессий,
- пользоваться приемами самодиагностики, изучать свои психологические качества, интересы, склонности,
- соотносить свои индивидуальные особенности, способности, состояние здоровья с требованиями профессий,
- анализировать состояние рынка труда,
- определять подходящие для себя профессиональные сферы, учитывая личностные качества, интересы, возможности и воссребованность профессий,
- анализировать профессиональные учебные заведения (особенности обучения, условия поступления, лицензия и т.д.), разбираться в формах обучения,
- составлять различные варианты своего пути получения профессии, подбирать запасные варианты,
- строить и при необходимости корректировать свой профессиональный план.
Реализация программы осуществляется по четко определенному плану. На первых этапах работы создаются условия для осознания выпускниками важности самостоятельного, осознанного и ответственного подхода к определению своего профессионального будущего. Дальнейшая диагностическая работа позволяет старшеклассникам уточнить свой профессиональный выбор через изучение личностных особенностей и склонностей. На последнем этапе реализации программы в ходе индивидуальных консультаций каждый одиннадцатиклассник подтверждает или формулирует заново свой профессиональный план и развивает готовность к дальнейшему самостоятельному профессиональному самоопределению.
Модель организации профориентационной работы
Этапы |
Задачи |
Основные направления в работе |
Методы и формы работы |
Сроки |
1 этап. Изучающий |
Изучение общих сведений об учащихся
|
Составление списков учащихся
|
Анализ документации на учащихся (Ф.И.О., школа, класс, направление обучения). |
сентябрь |
Первичное изучение состояния профессионального самоопределения одиннадцатиклассни- ков |
Анализ статуса профессиональ-ной идентичности учащихся |
Групповая диагностика «Изучение статуса профессиональ-ной идентичности» |
сентябрь-октябрь |
|
2 этап Диагност-ико-просвет-ительский |
Содействие самопознанию учащихся, изучению личностных особенностей и профессиональных интересов |
Диагностика профессионального типа учащихся, особенностей характера и профессиональных предпочтений |
Групповая диагностика: Методика профессиональ-ных предпочтений (Д. Голланд); ДДО; Характеролог- ическая анкета |
сентябрь-ноябрь |
Расширение представлений о мире профессий |
Просветитель- cкая работа |
Групповая беседа о мире профессий через групповую диагностику |
сентябрь-ноябрь |
|
Соотнесение профессий и личностных особенностей и интересов |
Анализ учащимися разнообразия мира профессий с выделением подходящих им профессий на основе самодиагности- ки |
Индивидуаль-ный и групповой анализ результатов диагностики. Индивидуаль-ная и групповая беседа. |
сентябрь-ноябрь |
|
3 этап. Консульт-ирующий |
Поддержка учащихся в построении профессионального пути и формулировании профессионального будущего каждого одиннадцатиклассни-ка |
Поддержание и уточнение сделанного профессиональ-ного выбора |
Индивидуаль- ные консульта- ции. Индивидуа-льные беседы. Наблюдения. |
декабрь-февраль |
Формирование и коррекция профессиональ-ного выбора и профессиональ-ного пути |
Индивидуаль- ные консульта- ции и беседы. Наблюдения. Профориентац-ионные развив-ающие упражн-ения и задания. |
декабрь-март |
||
4 этап. Результи- рующий |
Анализ результатов профориентационной работы с одиннадцатиклассни- ками |
Анализ карт профессиональ-ного самоопределе- ния учащихся |
Изучение составленного профессиональ-ного пути, оснований для выбора профессии |
март-апрель |
Анализ соответствия рекомендуемо го профессиона -льного пути учащемуся и реально выбранного. |
Изучение данных о поступлении выпускников школ в профессиональ-ные учебные заведения. |
октябрь следу ющего учебного года |