Программы оказания профориентационной помощи обучающимся

Модель поддержки профессионального самоопределения обучающихся

МБУ ДО «Центр дополнительного образования № 1» города Смоленска

Цель: оказание помощи и поддержки обучающимся 5-11-х классов (и их родителям) по вопросам профессионального самоопределения через:

· актуализацию, выявление и развитие интересов, склонностей и способностей обучающихся;

· создание поля самоактуализации обучающихся в разных сферах деятельности;

· формирование потребности обучающихся
в профессиональном самоопределении;

· воспитание готовности обучающихся к выбору профессии, образовательного маршрута, карьеры, жизненного пути с учетом их склонностей, способностей, состояния здоровья и потребностей рынка труда.

Структурно-результативная модель поддержки профессионального самоопределения обучающихся

 

Две формы работы:

1) в рамках образовательного процесса с обучающимися на базе МБУ ДО «ЦДО № 1» по программам дополнительного образования, внеурочной и досуговой деятельности;

2) в рамках выездной формы работы с образовательными учреждениями города по запросам.

Направления работы

- работа с обучающимися

- методическая работа с педагогами

- работа с родителями

- работа с партнерами

Компоненты работы

- профпросвещение

- профдиагностика

- профконсультирование

- профвоспитание

- профотбор (подбор)

- профессиональные пробы

Формы работы

- предпрофессиональные пробы

- занятия и курсы

- тренинги, деловые игры

- викторины, конкурсы

- беседы, диспуты

- экскурсии

- классные часы, родительские собрания

- проекты

Уровни работы

- индивидуальная

- групповая

- уровень образовательного учреждения

- городской уровень

Условия работы

- индивидуально-личностный подход

- компетентные специалисты

- современная материально-техническая база

- соответствие требования общества

- преемственность

- добровольность

- благоприятная атмосфера

- современные методы и формы работы

Принципы работы

- сознательности

- соответствия

- свободы и ответственности выбора

- развития

- системности и комплексности

- взаимосвязи всех участников

- воспитывающего характера

- индивидуализации

- соблюдения возрастных особенностей

Факторы, влияющие на профессиональное самоопределение:

- стимулирующие процесс профессионального самоопределения

система работы ОУ, ориентированная на возможность реализации профориентационных мероприятий в полном объеме; потенциал сотрудников, их уровень профессиональной подготовленности, стиль деятельности; личное участие подростка в социальных взаимодействиях — участие в проектах, реализация профессиональных проб; профессионально ориентированное общение с мастером-наставником; самостоятельная учебная и исследовательская деятельность, общение со сверстниками, взрослыми

- сдерживающие процесс формирования профессионального самоопределения

недооценку потенциала профориентационных мероприятий; слабое использование педагогами профориентационного потенциала уроков, учебно-воспитательных мероприятий; проблемы с устаревшей организацией экскурсий; узкий спектр используемых форм и методов профориентационной работы.

Участники работы

- специалисты отдела профессиональной ориентации

- школьные работники: педагог-психолог, классный руководитель, учителя-предметники, социальный педагог, медицинский работник, библиотекарь, заместитель директора

- семья

- сверстники

- партнеры: центр занятости, профессиональные учебные заведения, работодатели

Результативные критерии

- информированность (о мире профессий, путях получения профессии и др.);

- потребность в обоснованном выборе;

- готовность и уверенность совершать выбор;

- степень самопознания;

- обоснованные образовательный и профессиональный план;

- аргументированность высказываний;

- профориентационные компетенции (умение анализировать профессию, выявлять свои интересы, склонности и т.п.)

Возможности дополнительного образования

Дополнительное образование основывается на свободном и добровольном сотрудничестве обучающихся, их родителей и педагогов, которое способствует установлению взаимопонимания и доверия между субъектами образовательного процесса, обладает большими возможностями педагогической поддержки обучающихся:

• возможность всестороннего развития обучающихся по личностно ориентированным программам с целью выявления и развития индивидуальности каждого;

• возможность варьирования различными курсами, исходя из интересов обучающихся и пожеланий родителей;

• возможность свободного выбора занятий, в наибольшей степени соответствующих интересам и проявлению индивидуальности каждого ученика;

• возможность концентрации внимания педагога на индивидуальности каждого ребёнка;

• возможность включения в образовательный процесс родителей обучающихся с целью создания в семье среды, способствующей саморазвитию личности.
 

Заключение Целенаправленная система средств, многообразие и вариативность форм организации психолого-педагогической поддержки осуществляют комплексный подход к решению проблем обучающихся в профессиональном самоопределении.