Служба медиации

Медиация - одна из технологий альтернативного урегулирования споров (англ. alternative dispute resolution, ADR) с участием третьей нейтральной, беспристрастной, не заинтересованной в данном конфликте стороны — медиатора... (wikipedia.org/wiki/)

В России более 10 лет развивается медиация в образовательной сфере в форме Школьных служб медиации (или примирения), чьей основной целью является оказание помощи несовершеннолетним в ситуациях совершения правонарушений, а также в решении конфликтных ситуаций.

В образовательной организации служба медиации имеет основной целью содействие в разрешении конфликтов участникам образовательного процесса и популяризацию среди несовершеннолетних цивилизованных форм урегулирования конфликтных ситуаций с участием третьей нейтральной стороны, функцию которой берет на себя в образовательной организации специально обученный педагог.

В состав служб медиации в образовательных организациях входят, в соответствии с методическими рекомендация Минобрнауки России, педагоги, обучающиеся и их родители.

Педагоги проходят обучение методам применения восстановительного подхода при урегулировании конфликтов, технологии школьной медиации, элементам, техникам и разным формам медиации.

Родители и обучающиеся могут (по желанию) быть членами службы без права проведения медиации (в связи с тем, что не владеют технологией) и заниматься в составе службы информированием о медиации, преимуществах и особенностях технологии, популяризацией медиации как способа урегулирования конфликтов и споров наряду с другими способами, а могут (по согласованию с другими участниками и при условии наличия навыков) проводить медиацию наряду с педагогами, выполняющими функции медиатора.

В 2012 году задача создания школьных служб примирения вошла в «Национальную стратегию действий в интересах детей на 2012-2017» и в «План первоочередных мероприятий до 2014 года по реализации важнейших положений Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы».

Типичные способы реагирования на конфликты в образовательных организациях :

  • Направление на совет профилактики;
  • Самостоятельные разбирательства, инициированные самими обучающимися;
  • Замалчивание;
  • Разбирательства с участием представителей администрации образовательной организации, родителей, педагогов, инспектора ПДН УВМД и т.д.

Конфликт, решенный непосредственными участниками, которые самостоятельно нашли взаимоудовлетворяющее решение и приняли на себя ответственность за выполнение решения, чаще исчерпывает себя полностью и не повторяется. Для этих целей действует (содействует конфликтующим сторонам) нейтральный посредник - медиатор.

Медиатор не осуждает, не навязывает сторонам свое видение и решение, не устраивает разбирательств и не принуждает стороны к примирению.

Медиатор помогает всем участникам найти выход из спорной ситуации максимально снизив эмоциональный накал, высказав друг другу обиды и претензии в форме, приемлемой для продолжения общения, а также обсудить, как избежать повторения ситуации в будущем.

Медиатор организует примирительную встречу только при добровольном согласии обеих сторон и в их интересах.

Миссия школьной службы медиации — развить и закрепить как культурную традицию новую форму реагирования на конфликтную ситуацию.

Цель службы медиации в образовательной организации - развитие восстановительного способа реагирования на конфликты и правонарушения.

Задачи службы медиации образовательной организации:

  • Ограничение административных и карательных реакций на конфликтные ситуации, нарушения дисциплины и правонарушения несовершеннолетних и развитие восстановительных практик (медиации).
  • Формирование и продвижение ценностей восстановительной культуры среди педагогов, обучающихся и их родителей.

С учётом требований нашего времени, на основе анализа целей, задач и принципов медиации в образовательном пространстве, возникла необходимость создания служб примирения в образовательных учреждениях.

Но, создание служб медиации отдельно в каждой школе, привело бы к затруднениям, данный процесс более эффективен, если имеется возможность кураторства отдельных служб на этапе создания, а в последующем организация сотрудничества служб медиации в городе.

С этой целью, в сентябре 2016 года на базе МБУ ДО «ЦДО» №1 г. Смоленска была создана муниципальная служба медиации (МСМ) на основании приказа № 323 от 19.09.2016 г начальника управления образования и молодежной политики Администрации города Смоленска.

Целью деятельности МСМ является распространение в муниципальных общеобразовательных учреждениях города Смоленска восстановительного подхода, системы защиты, помощи и обеспечения гарантий прав и интересов детей всех возрастов и групп, включая детей, попавших в трудную жизненную ситуацию и находящихся в социально опасном положении, детей из неблагополучных семей, детей с девиантным (общественно опасным) поведением, детей, совершивших общественно опасные деяния, а также проведение восстановительных практик с участниками правонарушений и конфликтующими сторонами.

Состав муниципальной службы медиации:

В муниципальную службу медиации входят педагоги, получившие специальные навыки проведения медиации. Полномочия членов службы зависят от наличия у них навыков проведения медиации и действующего в организации положения о службе медиации. Положение о службе медиации нашей организации – здесь…

В разных организациях применяются разные формы восстановительного подхода: круги сообщества, восстановительная медиация, школьная конференция и другие (на выбор и по решению организации). Цель всех примирительных практик одна – содействие в скорейшем урегулировании конфликта в интересах сторон.

Восстановительная медиация – встреча спорящих сторон «за столом переговоров» в присутствии посредника- медиатора, который направляет беседу так, чтобы встреча не переросла в новый конфликт и взаимоудовлетворяющая договоренность была достигнута. При необходимости проводятся переговоры о заглаживании (возмещении) причиненного вреда. Ответственность за результат встречи лежит на ее участниках.

Медиация может применяться в случаях конфликтов или мелких криминальных ситуаций (краж, драк), конфликтах между учениками и учителями, непонимании или спорных ситуациях между родителями и педагогами и т.д.

Информация о медиаторах здесь…

Программа "Мир гармонии"

Программа методического сопровождения кураторов школьных служб медиации "Медиативные технологии в работе педагога образовательного учреждения"

Отчёт о деятельности муниципальной службы медиации г. Смоленска за 2017-2018 уч. год